Театр неслышащих артистов «Недослов» не имеет
своей сцены и возможности нормально репетировать, но стремится ставить
спектакли, интересные не только глухим
У входа в ТЦ «На Страстном» двое молодых людей дарят зрителям
самодельных ангелов. На спектакле «Прикосновение» полный зал: глухих не
так много, в основном обычная молодежная театральная публика,
внимательно следящая за сюжетом пластической постановки по мотивам
ранних рассказов Маркеса — простой и эмоциональной, понятной и без
слов. Для театра неслышащих актеров «Недослов», существующего с
2003 года, спектакли в этом зале — важный этап: у труппы нет своего
помещения и обычно «Недослов» играет в здании Государственного
специализированного института искусств, что у метро «Студенческая». А
тут — одна из центральных площадок. До конца марта на Страстном еще раз
покажут «Прикосновение», а также Handmade — своего рода концерт,
состоящий из жестовых песен и миниатюр.
Режиссер
В «Прикосновении» Екатерина Мигицко в тот вечер играла главную
роль — единственная слышащая среди глухих артистов, танцующих под живую
музыку трио: флейта, гитара и виолончель. Сама же Екатерина этот
спектакль и поставила и совершенно не собиралась в нем играть, но
исполнительница главной роли недавно родила и другого выхода не было.
Екатерина Мигицко, дочь известного питерского ариста Сергея Мигицко,
давно ведет эту «двойную» жизнь. В одной она — актриса «Ленкома». В
другой — режиссер, хореограф, специализирующийся на джаз-танце, педагог
и просто друг артистов театра «Недослов». Какая жизнь важнее? Вопрос,
вероятно, излишний, но одна точно влияет на другую. «Решительность
какая-то появляется, — говорит Екатерина. — Я по натуре человек
колеблющийся, все время сомневаюсь: могу ли я? Хочу ли? А с глухими нет
варианта, могу ли, хочу. Там “надо” — и вперед. Глухие фальшь твою
сразу чувствуют или твою неуверенность. Так что просто действуешь. И
это очень помогает мне в актерской жизни». Артисты
Запомнился невысокий юноша — он играл в «Прикосновении»
мальчишку-поломойку в кафе, а в спектакле «Крылья даны всем» по книге
Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» просто бегал в
массовке. Но у него такое живое лицо и явный комический дар, что
публика смеялась, что бы он ни делал. Потом Екатерина рассказала, что
зовут его Гавриил, все называют Гаврошем, что ему за 30, и он не только
актер, но и художник. Правда, по специальности сейчас не работает —
служит курьером.
Для «Недослова» это, кстати, проблема: у всех артистов есть основное
место работы, поэтому их трудно собрать вместе. На спектакль еще можно,
а вот чтобы премьеру плотно репетировать — не получается. Несколько
человек работают в Театре мимики и жеста, но большинство занимаются
физическим трудом: кто на заводе, кто в ««Ашане» тележки катает. Если
смена начинается в семь утра, то к пяти вечера человек от усталости
падает — какие уж тут репетиции! Прима «Недослова» Наталья Хохлова — из
тех немногих, кто работает по профессии: окончила аспирантуру в
Щукинском училище и теперь преподает в Специализированном институте
искусств сценическое движение. Она настоящая красотка — хрупкая девушка
с серьезными глазами. «Очень трудолюбивый человек, — рассказывает про
нее Мигицко. — И упорный: ставит перед собой цели и их добивается».
Жизнь
В Специализированном институте искусств студентам преподают и
общеобразовательные предметы, и историю театра, и актерское мастерство.
Все — с сурдопереводчиком. Образование для глухих — отдельная больная
тема: в 19-20 лет многие из них находятся на уровне развития
подростков. Кого-то в детстве отдают в интернат, и это, возможно,
лучший вариант — там работают специалисты. Есть школы для
слабослышащих: в них педагоги говорят очень медленно, отчетливо, а
жестовый язык не используют — так что на уроке прочесть по губам можно
лишь с первых парт. «Один наш студент, — рассказывает Мигицко, —
окончил школу для слабослышащих и в институте поначалу взбунтовался: “Я
что, неполноценный? Зачем мне сурдопереводчик?” Но началась лекция, и
он едва не ударился в слезы. Потом сказал: я понял, сколько недополучил
в жизни, сколько всего не узнал».
Среди того, чего нет в жизни глухих, — театр. «Недослов» хочет это
восполнить. Впрочем, здесь стремятся ставить не специальные спектакли
для глухих, а такие, которые будут интересны всем. Это реально. Недавно
«Недослов» был в Лос-Анджелесе на фестивале; пригласил театр Си Джей —
слабослышащий афроамериканец, а еще певец, рэпер, телеведущий и актер,
работающий в жанре one man show. «Глядя на него, — говорит Екатерина, —
понимаешь, что главное — быть раскрепощенным. И не бояться».
19 марта, «Прикосновение», 20 марта, Handmade, на сцене ТЦ «На Страстном», Страстной б-р, 8А, тел. 694 46 81, www.nedoslov.ru
Александра Машукова
Пятница
Фото: итар-тасс
Источник: http://friday.vedomosti.ru
|