Пятница, 19.04.2024, 03:12
NewDeaf  Новости
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Общество
Мир
Спорт
Главная » 2008 » Июнь » 2 » Ты меня слышишь?
Ты меня слышишь?
21:44

Невредно знать

Погрешности речи ребёнка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4–5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребёнка, стать причиной недостатков речи и плохой успеваемости.

Ребёнок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечётко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и её понимание. Особенно страдает произношение.

Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искажёнными до неузнаваемости словами.

Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Проблемы у ребёнка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он «не узнаёт» слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав.


Ограниченный запас слов в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребёнок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла.

Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабослышащий ребёнок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искажённые слова.

Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены.

Проверьте слух вашего ребёнка

Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух. Для этого поставьте ребёнка спиной к себе на расстоянии 5–6 метров и произнесите шёпотом хорошо знакомые ему слова. Шёпот не должен быть утрированным (надо произносить естественно).

Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают такой шёпот. Если ребёнок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он не сможет повторить все сказанные вами слова.

Но, допустим, шёпота ребёнок не разбирает. Отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удаётся установить, на каком расстоянии ребёнок слышит нормальную речь.


Заподозрив, что ребёнок плохо слышит, следует обратиться к врачу–отоларингологу, сурдологу, которые могут в случае необходимости назначить лечение, а если понадобится, то и укажут, какой звукоусиливающей аппаратурой следует пользоваться.

Если ребёнок слышит шёпот на расстоянии меньше 5 метров, это уже может отразиться на его успеваемости, и, чтобы предупредить такое отставание, с ним необходимо заниматься.

Ребёнка, у которого установлено нарушение слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и чётко произнося обращённые к нему слова. Ребёнок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

Конечно, советы, изложенные в статье, носят общий, ориентировочный характер. Более конкретные указания дадут врач–отоларинголог, сурдолог, а также специалисты по обучению детей с нарушением слуха.

В Норильске обучение детей с нарушениями слуха осуществляется в школе №6, в специальных классах для слабослышащих детей; с сурдопедагогами этой школы тоже можно посоветоваться. В специальных классах для слабослышащих детей обучение ведётся по специальным программам. Для улучшения слухового восприятия применяется звукоусиливающая аппаратура: индивидуальная и общеклассная. Кроме того, здесь ведутся занятия, способствующие развитию слухового восприятия, дополнительно проводятся шахматные занятия, уроки информатики и ритмика. Работает группа продлённого дня.

Социальный заказ организации обучения в специальных коррекционных классах таков, чтобы из школы выходили социально адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на реализацию потенциальных возможностей учащихся с нарушением слуха с учётом их дефекта, воспитание у детей внутренней убеждённости в том, что они нужны обществу и что они будут востребованы.

Итак, будьте внимательны к ребёнку! Если у него поздно развивается речь или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи ребёнка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы обучения.

Г. А. Эльмурзаева, сурдопедагог МОУ «СОШ № 6».


Источник: http://gazetazp.ru


Категория: Общество | Просмотров: 2186 | Добавил: Angelmen
Вход
Календарь новостей
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz